NOVOSTNIK

Происхождение слова "стиляга" или откуда произошло слово стиляга

Происхождение слова "стиляга" или откуда произошло слово стиляга

До сих пор происхождение слова “стиляга” трактуется не совсем верно. Обычно думают, что так в сталинские времена начали называть тех, кто «стильно», то есть не как все, одевался. Само это слово отнюдь не стихийно-народного происхождения, и появилось оно в 1948 году, в журнале “Крокодил” вместе с одноименным фельетоном некоего Беляева. Написан он был злобным языком человека, знавшего не больше, чем простой обыватель, о жизни особого типа молодых людей, которым еще и втайне завидовал. Я хорошо помню, что само слово “стиляга” на практике стали применять к тем, кто на школьных или студенческих вечерах, а также на обычных танцплощадках отваживался танцевать «стилем», в отличие от разрешенных вальса, польки, па-де –граса или па-де-патинера. Даже фокстрот и танго, в предвоенные годы бывшие широко распространенными в официальной советской жизни, в период послевоенной холодной войны стали нежелательными. Но у различных мелких комсомольских или партийных надзирателей, обязательно присутствовавших на танцевальных вечерах, они не вызывали такой ярости и испуга, как неизвестно откуда взявшиеся «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили.

Обычно те, кто, несмотря на последствия, отваживался на виду у всех танцевать «стилем», и одевались по-своему, то есть стильно. Вдобавок они были иначе подстрижены, говорили на непонятном жаргоне, даже ходили как-то необычно. Само слово “стильно” постепенно приобрело в молодежной среде некое широкое, обобщающее значение. В английском языке есть термин “cool”, в современном молодежном жаргоне - затасканное слово “круто”, обозначающие все, что достойно внимания. Реакция на стильных молодых людей была неоднозначной. Среди сверстников были те, кто им завидовал и хотел бы вести такой же образ жизни, но побаивался. Большинство же смотрело на них с презрением и озлобленностью, за которой легко угадывалась зависть, поскольку о жизни «стиляг» ходили мифы, в которых их сладкая, прозападная жизнь сильно приукрашивалась. Многие тогда, в том числе журналисты, наперебой сочинявшие различные фельетоны и памфлеты, создавали в своем, да и в читательском воображении некий стиляжный рай, которого и в помине не было. Многие карикатуристы просто специализировались на изображении этих “моральных уродов”, утрируя длину пиджаков, узость брюк, размер “кока” на голове, придумывая им нелепые имена типа “Мумочка”, “Бубочка” и т.п.

В принципе, жизнь тех, кто собирался на “Бродвее” почти каждый вечер, была намного интереснее основной массы послушной, одинаково одетой молодежи. Прежде всего, в смысле сексуального общения. “Чуваки” и “чувихи”, как сами себя называли стильные молодые люди, собирались на так называемых “хатах”, где и происходило то, что называлось “процессами”. “Хата”, то есть отдельная квартира, на какое-то время оставленная “предками” (родителями), уехавшими в отпуск, или на дачу, или просто отлучившимися в гости или в театр, моментально использовалась друзьями “потомка”. Туда приводились или свои, испытанные “чувихи”, безотказные “верняки”, либо новые “кадры”, которые “снимались” прямо на “Броде”, или на студенческом вечере отдыха, или на какой-нибудь общегородской танц-площадке типа “Шестигранника“ в парке культуры им. Горького. Среди вновь “закадренных” чувих могли попасться, и чаще всего попадались так называемые “динамистки”, то есть рискованные девицы, которые, прекрасно понимая, зачем их пригласили на “хату”, соглашались, заранее предполагая провести красиво время и затем, используя всевозможные хитроумные приемы, избежать расплаты и к концу вечеринки “скрутить динамо”, то есть уехать незаметно, посреди ночи на такси ( оно носило тогда название “динамо-мотор”). “Динамизм” был довольно широко распространен тогда в среде привлекательных девушек, которым хотелось современно развлекаться и в то же время сохранить невинность. В сталинские годы было непреложное правило, согласно которому девица могла выйти замуж только девственницей. Иначе брак мог и не состояться, несмотря ни на что. А вечеринки на “хатах” были большой редкостью тогда. Там играла самая модная музыка - американские джазовые пластинки, магнитофонные записи или музыкальные радиопрограммы “Голоса Америки” или Би-Би-Си по приемнику. Там танцевали только “стилем”, там выпивали всякие редкие напитки. Иногда даже смотрели прямо на стене комнаты иностранные киноленты типа “Судьба солдата в Америке” или “Серенада Солнечной долины”. Вдобавок, там собирались молодые люди, одетые в уникальные по тем временам заграничные “шмотки”, а главное - имевшие доступ к источникам их доставания. Достать шмотки было делом непростым. Надо было стать “фарцовщиком”. Первые фарцовщики доставали шмотки не столько для наживы (это возникло позднее), сколько для самих себя и ближайших знакомых. Через фарцовщика можно было достать все. Поэтому знакомство с ними высоко ценилось.

Вдобавок, для простых девушек попасть тогда в элитарную среду, где можно было “подцепить” какого-нибудь “сынка” из недоступного общества, было делом очень заманчивым. Ведь “хаты” тогда принадлежали только высокопоставленным людям - членам правительства, депутатам, партаппаратчикам, крупнейшим ученым или деятелям искусства. А вокруг их детей, которые были так называемой “золотой молодежью”, вертелись активные парни из более простой социальной среды, но более приспособленные к жизни, знавшие толк во всем современном.

Описываемые мною события относятся к периоду начала 50-х годов, вплоть до смерти Сталина в 1953 году, и немного позднее. Затем, когда началась Хрущевская эпоха, ситуация постепенно изменилась. “Стиляги” стали в Москве анахронизмом, это явление распространилось в провинциальные города. Начавшееся в Москве строительство новых кварталов типа Черемушек привело к расселению коммуналок и появлению большего числа хоть и убогих, но отдельных квартир. “Хата” стала более повседневным явлением. Я всегда задавался вопросом, каким образом тогда к нам попала информация о том, как двигаться в соответствии с мировой молодежной модой. Кто завез в СССР эти танцы, вообще эту пластику? Ведь «железный занавес» был непроницаем. Если музыку еще как-то можно было услышать по радиоприемнику, то танцы необходимо было видеть. В период с 1945 по 1947 годы весь советский народ смотрел американские фильмы с джазом. И в главном из них – в «Серенаде Солнечной долины» играл один из популярнейших тогда биг бэндов – оркестр Гленна Миллера. Там были и танцы в исполнении братьев Николас. Но это был не бытовой танец, а хорошо приготовленные эстрадные номера, смесь “тэпа” с акробатикой.. Такие танцы можно только смотреть. Наши доморощенные «атомный» или «канадский» были совсем другого рода. Когда учителя, комсорги или родители ругали тех, пытался так танцевать, они применяли слово «кривляться». И действительно, мы иногда назло им делали такие движения, которые выглядели как некое «изгиляние». Недавно мне удалось увидеть небольшой фрагмент хроники 40-х годов (очевидно, 1944), где молодой американский солдат, скорее всего перед отправкой на фронт в Европу, танцует «стилем» на обычной «party». Характерно, что он танцевал один, без партнерши. Это не было похоже на джиттербаг или буги-вуги, а скорее напоминало вихляние с задиранием поочередно ног, да так, что ботинок оказывался гораздо выше головы. При этом нога задиралась не «махом», а скорее ввинчивалась наверх. У нас нередко происходило то же. Просто не было партнерш, отваживавшихся “стилять” вместе с “чуваками”. Они были большой редкостью. Но были и другие «стильные» танцы, где партнерша была просто необходима, поскольку основные па исполнялись, взявшись за руки, поворачиваясь вокруг оси, переходя с места на место, не разъединяя рук. И в таких случаях парни нередко танцевали друг с другом, демонстрируя особую ловкость и силу.

Настоящий танец, пришедший к нам с Запада, был рок-н-ролл. Как и все заграничное, он опоздал на несколько лет. Его появлению способствовал Фестиваль 1957 года, хрущевская «оттепель», недолгий информационный прорыв. Современные танцы проскользнули тогда в бельгийском кинофильме «Чайки умирают в гавани», где мы увидели, как американские солдаты в 1945 году танцевали с местными девушками. Когда я начал более глубоко изучать проблему молодежных танцев начала 50-х, то выяснил для себя, что рок-н-ролл был отнюдь не открытием послевоенных американских «тиннибоперов». Его прообраз существовал еще в начале 30-х годов. Тогда модными массовыми танцами были «буги вуги», «джиттегбаг» и «линди хоп», больше известный у нас как «линда». Они стали модными вместе с новой музыкой стиля «свинг», сменив моментально устаревшие «кэк уок», «уан степ», «шимми», «стомп» и «чарльстон». Особенностью новых танцев эры свинга стало наличие акробатических приемов, сложных, заранее заготовленных па, требующих от партнеров хорошей физической подготовки, а главное - слаженности. Случайные партнеры в таких танцах были почти невозможны. Собственно говоря, рок-н-ролл - это по технике и есть смесь таких танцев как «буги вуги», «джиттегбаг» и «линди хоп». Только те зародились в черной среде, а рок-н-ролл стал музыкой и танцем преимущественно белой молодежи.

Сложность танцев такого рода явилась главной причиной того, что они не стали массовыми и перешли в сферу профессиональных эстрадных исполнителей. Мода на рок-н-ролл сменилась моментально. Народ ждал чего-то попроще и оно пришло, когда Чабби Чеккер показал по телевидению новый танец, придуманный им лично. Это был «твист». Там не требовалось партнера, танцевать можно было в одиночку. Движения казались простыми и легкодоступными. Хотя первая же волна увлечения им в США повлекла за собой невероятно высокий травматизм – в больницы попало множество людей с вывихами колен, лодыжек и даже тазобедренных суставов. Примечательно, что твист не вызвал в СССР такого идеологического отпора, как предыдущие “буржуазные” танцы. Более того, он прекрасно прижился и в СССР, став массовым танцем простых людей и основой для советских популярных эстрадных песен. Странно, но с твистом в СССР никто не боролся, несмотря на то, что это был типичный пример буржуазной массовой культуры. Власти поняли, что так можно подменить интерес к чему-то более опасному, идущему с Запада. Поэтому на нас хлынула тогда с эстрады и с киноэкранов советская твистообразная музыка. Достаточно вспомнить «Кавказскую пленницу», «Черного кота» или «Лучший город Земли».

Так, постепенно, танец смелых и ловких молодых людей к началу 60-х превратился в обычный, всем доступный способ подвигаться без особого труда и риска. Причем произошло это почти повсеместно, охватив не только США, страны Европы и СССР. Твист явился поворотным моментом в истории упрощения и дальнейшей деградации массового танца. Он утерял одну из главных своих особенностей – партнерство. Такие слова как «чичисбей» или «private dancer» потеряли смысл. Парные танцы стали называться «бальными» и вошли в разряд спортивных соревнований и конкурсов, приобретя нафталинный дух. Лишь на богатых приемах, «парти», в частной обстановке поддерживается традиция традиционного танца под солидный биг-бэнд, когда приглашенные, одетые в обязательные смокинги и бальные платья, чинно танцуют упрощенный вариант танго или просто мнутся под слоу-фокс.

А во времена хиппи, в короткий период расцвета особой, хэйт-эшбериевской культуры кислотных «детей-цветов», в андеграундных лондонских клубах типа «UFO» зародилось такое замечательно явление как «хэппенинг». И тогда танец приобрел совсем другое значение. И все это было сметено эпохой «диско» ухе в середине 70-х. Но об этом стоит поговорить отдельно.

Алексей Козлов

 


Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства? Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен! 


Подпишитесь на канал «Женский журнал Судьба» @destinyrubot в Telegram: https://telegram.me/destinyrubot

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Версия PHP на сервере не соответствует минимально необходимой. Datalife Engine не сможет корректно работать на данной версии PHP. Версия PHP должна быть не ниже 8.0.0. Ваша установленная версия 7.4.33