Офисный образ мыслей: мы превращаемся в бессмысленных зомби

Кризис, по словам экономистов, привел к серьезным сокращениям среди белых воротничков; поговаривают даже, что «офисный работник» как типаж приказал долго жить. Но рано радуются злопыхатели: корпоративная культура глубоко пустила корни в мозгах среднего россиянина...

- Вы уже получили письмо руководителя подразделения относительно результатов работы нашего отдела за последний месяц? - с восторженным придыханием интересуется мужчина средних лет.

- Конечно, - с не меньшим энтузиазмом откликается его собеседник. - И как вы относитесь к предложениям Игоря Сергеевича относительно повышения продуктивности? - вопрошает он, явно готовый немедленно высказать свое отношение к этим самым предложениям, которым он радуется честно и искренне, как ребенок - любимой шоколадке.

- Заслуживают внимания, конечно, - откликается первый почтительно. - Но мне кажется, - говорит он, понизив голос, - что они там, в головном представительстве, плохо понимают ситуацию на местах. С точки зрения повышения уровня продаж данные идеи могут не принести практической пользы! - оратор поднял указательный палец. - Более того, я слабо себе представляю, как означенные нововведения впишутся в мой план по повышению личной эффективности.

Этот замечательный разговор происходит не на совещании и не в рабочем кабинете, а вовсе даже в кафе за чашкой чая. Два совершенно обычных на вид человека встретились не для того, чтобы решать деловые вопросы, а просто пообщаться. Поболтать по-приятельски. Точно как девушки-подружки за соседним столиком, которые, заразительно хихикая, обсуждают подарки к Новому году.

Но, может быть, это не типичный случай? В конце концов почему двое сослуживцев не могут обсудить работу - даже если она вызывает у них какой-то нездоровый энтузиазм? Но вот вам пример номер два, записанный со слов коллеги вашего покорного слуги. Контекст: две подруги обсуждают знакомых мужчин в самой что ни на есть непринужденной обстановке. Работают они в разных местах, сферы их деятельности никак не пересекаются, поэтому беседа проходит в общечеловеческом ключе.

- ...а вообще он хороший, мне кажется. Неженатый, кстати.

- Хороший да еще неженатый... - протянула одна из девушек, в чьи служебные обязанности, помимо всего прочего, входит работа с кадрами. - Все они хорошие до поры до времени... А вообще, - неожиданно переключается она, - я бы такого человека на работу не взяла.

- Почему это? - растерянно переспрашивает ее товарка, сбитая с толку «сменой пластинки».

- Понимаешь, в процессе анализа данных кандидатов на ту или иную должность необходимо учитывать психосоциальный тип каждого претендента, - эту фразу девушка произнесла тем же точно тоном, каким за пять минут до того она обсуждала брачные планы своей ближайшей подруги.

- Чего учитывать? - вытаращила глаза собеседница.

- Ну, согласно исследованиям социологов, специализирующихся на трудовых и внутрикорпоративных отношениях, мужчина, на момент трудоустройства находящийся в официально зарегистрированном браке, является более надежным, эффективным и лояльным сотрудником, нежели его неженатый сверстник, - без единой запинки выговорила женщина-начальник.

- Слушай, мы же вроде обсуждали его как мужчину, а не как работника...

- Если мужик не может ничего на работе, значит, он ничего не может и в обычной жизни! Зачем мне товарищ, которому я бы сама не доверила нормальную должность?..

Вот так незаметно нормальный с виду человек превращается в ходячий филиал голо вного офиса. Что это - милое филологическое чудачество отдельных трудоголиков или болезнь, требующая вмешательства психолога, а то и психиатра?

Говорят, британские ученые пару лет назад проводили эксперимент над закоренелыми клерками. Официальные результаты исследования так и не были опубликованы по соображениям национальной безопасности, однако темные слухи таки просочились за стены лаборатории и в итоге попали в руки въедливым английским журналистам. Как сообщила британская пресса, ссылаясь на секретные анонимные источники, подопытных привязывали к кроватям и подвергали регрессивному гипнозу с применением психоактивных веществ. В состоянии глубокого транса психологи проверяли их реакцию на слова их родного английского языка. И если «папа», «мама», «еда», «котенок» и прочие безобидные слова вызывали лишь незначительное изменение в работе мозга, то в ответ на слова «офис», «эффективность», «коммуникация», «менеджмент» испытуемые покрывались холодным потом, начинали метаться и выкрикивать фразы из годовых отчетов.

Правда это или нет, спецслужбы Ее Величества нам, конечно, никогда не расскажут. Но рядовые психологи тоже сходятся во мнении, что офисноязычная зараза - это всерьез и надолго и заразившихся людей надо срочно лечить, пока не стало слишком поздно.

- Помните, как всего пару лет назад вся страна смеялась над корпоративными гимнами и песнями, которые клерки выкладывали в интернет? - интересуется социальный психолог Виталий Шейнин. - А забавные словечки и фразочки?

«Раздача слонов» и «убитые еноты», «косяки» и «дедлайны» - все это быстро вошло даже в повседневную речь. Людям казалось, что это смешно, что они умны и относятся к таким вещам с юмором. И в итоге мы и не заметили, как офисная культура оккупировала наше подсознание. Знаете, как говорил один известный философ, «границы моего языка - это границы моего мира»... Обратите внимание: чиновники говорят языком заявлений и актов, милиционеры - языком протоколов... Офисный язык влияет на умы точно так же: нельзя каждый день по десять часов говорить на конторском волапюке, а остальное время - на нормальном русском. Так не бывает, мозг так или иначе перестраивается. Причем офисный образ мыслей - это гораздо хуже, чем чиновничья казуистика. Ведь чиновники, как и те же милиционеры, - это лишь относительно небольшая прослойка общества, состоящая притом из довольно специфических людей. А культура офиса захватывает основную массу обычных людей, причем тех, кто составляет трудоспособный «костяк» нашей экономики.

- То, о чем вы говорите, - это лишь спонтанные проявления глубоко укоренившейся проблемы, дальше будет только хуже, - продолжает психолог. - Сначала будут такие вот немотивированные тирады на рабочие темы, потом произойдет полное замещение нормального языкового сознания болезненным, а потом - либо полное исчезновение личности с переселением в офис на постоянное жительство, либо - впадение в кататонический ступор. Вспомните американские фильмы про города, где все жители превратились в толпу бессмысленных зомби. Очень точный образ, отлично иллюстрирующий то, что может произойти с нашей страной, если не будут приняты экстренные меры.

...Смех смехом, а на Западе не так давно стали появляться специальные санатории для людей, погруженных в офисную жизнь. На входе в принудительном порядке отнимают ежедневники, телефоны, компьютеры, коммуникаторы, пейджеры и любые другие рабочие инструменты белых воротничков. Говорят, примерно через неделю, когда у постояльцев заканчивается «ломка», они перестают метаться по коридорам, умоляя персонал вернуть им хотя бы мобильный, и постепенно становятся похожи на обычных людей. Пора и нашим санаториям вводить такую услугу. Иначе наших людей, которые в кризис работают еще усерднее, чем раньше, и впрямь можно будет снимать в голливудских ужастиках.


Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства? Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен! 


Подпишитесь на канал «Женский журнал Судьба» @destinyrubot в Telegram: https://telegram.me/destinyrubot

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.