Как помочь детям стать взрослыми?
22-мар, 04:25 СтатьиДля того чтобы подросший ребенок стал самостоятельным, необходимо создавать ему развивающие условия, при которых он захочет узнавать и делать что-то новое. Если по каким-то причинам стремление к самостоятельности у совершеннолетнего «ребенка» проявляется только в том, чтобы родители не мешали ему заниматься своими делами, но продолжали предоставлять ему «и стол, и дом», то это уже не самостоятельность, а иждивенчество. В самом деле, зачем ему устраиваться на работу, куда-то спешить, что-то делать, если в родительском доме тепло, сухо и комфортно? Вот только слова «сухо и комфортно» – это слова из рекламы о подгузниках. Согласитесь, что к совершеннолетию забота о сухости и комфортности должна перейти от родителей-бабушек-нянечек к подросшему ребенку.
Тогда придется принять меры, вынуждающие наследника прилагать какие-то усилия для своего самообеспечения и в дальнейшем независимого существования. Вот только методы шоковой терапии по принципу «все и сразу» здесь могут обернуться катастрофой. Не каждый человек способен мгновенно научиться плавать, если его бросить в воду, – некоторые могут и захлебнуться, а у кого-то может начаться паника, и такая паника будет возникать каждый раз при виде «большой воды». Приучать ребенка к самостоятельности (в том числе и финансовой) следует постепенно. Обстановка в родовом гнезде должна постепенно перестать удовлетворять все нужды «малыша», и ему придется все больше и больше о себе заботится – при этом страховка родителей никогда не помешает.
1. Каким вы хотите увидеть своего ребенка через несколько лет?
Не поленитесь записать. Стандартные короткие ответы вроде «богатым и знаменитым», «успешным и здоровым» придется детализировать. Что именно (и сколько именно) вы считаете богатством, в какой среде он должен быть знаменит, что входит в понятие «успешность», каковы границы здоровья? Попытайтесь детализировать род его деятельности, место жительства. Например: «Он закончит строительный институт и будет работать архитектором в крупной строительной фирме, получать такую-то зарплату и жить в собственной квартире».
2. Каким видит свое будущее ребенок?
Обязательно спросите у него самого – может оказаться, что он мечтает, например, о карьере журналиста, а институт заканчивает (если он еще не бросил учебу тайком от вас), чтобы не ссориться с родителями. Такое бывает. И не факт, что, если вы дадите ему возможность реализовать свои способности (если они действительно есть, а не придуманы), он не станет известным журналистом, хотя мог бы получиться и заурядным архитектором.
3. Сравните и обсудите результаты
Возможно, ваши цели диаметрально противоположные. Поэтому в их достижении вы действуете как Лебедь, Рак и Щука. Может оказаться, что вы многого не знаете о жизни своего взрослого ребенка. Например, вы считаете, что ваша главная обязанность – дать сыну хорошее классическое образование, а он уже два года ходит на пары кое-как, предпочитая все свободное время проводить за компьютером, придумывая новые программы, твердо решив стать программистом и тихо ненавидя гуманитарный вуз, в который вы «по блату» помогли ему поступить.
4. Найдите компромисс
Возможно, «ребенок» совершенно искренне считает, что высшее образование ему ни к чему, и, как только вы отпустите его на свободу, постижение наук для него закончится. Попытайтесь договориться. Например, вы помогаете ему с финансами до тех пор, пока он получает образование, а в свободное от занятий время он может заниматься журналистикой или компьютерами, сколько душе угодно. В конце концов, если он действительно найдет свое призвание в другой сфере деятельности, то получить второе образование по специальности будет намного быстрее, дешевле и проще.
5. Обсудите роль денег в его будущей жизни
Сколько он сможет зарабатывать, если будет заниматься тем, что ему нравится (хотя бы для начала), и какую жизнь будет при этом вести? Сколько он будет получать, если все-таки не завершит образование? Может быть, есть смысл уже сейчас искать работу? Как именно он собирается распорядиться своими деньгами, на что их потратит?
6. Финансовая подготовка
Знает ли взрослый ребенок, сколько денег уходит на его содержание? Какова (хотя бы примерно) сумма расходов на питание, проживание, развлечения? Смог бы он сам заработать на себя? Может быть, ваш наследник уже работает и может отдавать часть заработка на коммунальные расходы и на питание? Объясните, что ваша цель – не сэкономить на взрослом ребенке, а научить его обращаться с деньгами и стать самостоятельным. Не лишним будет и семейное обсуждение бюджета, определение приоритетов, распределение расходов.
7. Бюджет
Ведение бюджета – единственный способ контролировать финансы. Если вам кажется мелочным подсчет денег с точностью до копейки, постарайтесь хотя бы разделить деньги га кучки (конверты, счета) с четким предназначением: на питание, на оплату коммунальных услуг, на оплату обучения, на транспорт, на развлечения. Если вы выдаете взрослому ребенку определенную сумму в месяц на его расходы – не постесняйтесь поинтересоваться, куда именно расходуются деньги. Не уточняйте детали с дотошностью следователя, если в графе (письменной или воображаемой) «развлечения» стоит сумма, не превышающая 20%, – не обязательно уточнять, как именно он их тратит. Не все взрослые люди могут похвастаться финансовой зрелостью и взвешенностью в денежных вопросах – чего уж ожидать этого от ребенка (даже взрослого), который все еще находится на иждивении у родителей.
8. Прекрасное далеко
Научите ребенка откладывать часть своих денег на будущее. Иначе, сколько бы вы ему не давали или сколько бы он не зарабатывал, – всегда будет мало. Объясните механизм потребительских кредитов и последствия его использования. Если есть возможность, покажите кредитные договора – акцентируйте внимание на процентах и комиссиях, которые прилагаются в нагрузку к почти бесплатному кредиту.
9. Дайте ребенку время адаптироваться к вашим новым условиям жизни вообще и его воспитания в частности
Помните, ваша главная задача – не наказать за безграмотность и нежелание слезать с родительской шеи, а научить жить самостоятельно, то есть самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, планировать доходы и расходы и нести ответственность за свои поступки в частности и за свою жизнь вообще.
10. «Не могу» или «не хочу»?
Если «ребенок» что-то не понимает и не может научиться – скорее всего, на это есть две причины:
а) вы плохо объясняете, и он не может понять;
б) он чувствует, что вы все равно позволите ему удобно жить у вас «за пазухой» и будете выполнять все его прихоти – так зачем же напрягаться, все и так будет замечательно. Он не захочет учиться, не увидит в этом необходимости.
Тогда придется принять меры, вынуждающие наследника прилагать какие-то усилия для своего самообеспечения и в дальнейшем независимого существования. Вот только методы шоковой терапии по принципу «все и сразу» здесь могут обернуться катастрофой. Не каждый человек способен мгновенно научиться плавать, если его бросить в воду, – некоторые могут и захлебнуться, а у кого-то может начаться паника, и такая паника будет возникать каждый раз при виде «большой воды». Приучать ребенка к самостоятельности (в том числе и финансовой) следует постепенно. Обстановка в родовом гнезде должна постепенно перестать удовлетворять все нужды «малыша», и ему придется все больше и больше о себе заботится – при этом страховка родителей никогда не помешает.
1. Каким вы хотите увидеть своего ребенка через несколько лет?
Не поленитесь записать. Стандартные короткие ответы вроде «богатым и знаменитым», «успешным и здоровым» придется детализировать. Что именно (и сколько именно) вы считаете богатством, в какой среде он должен быть знаменит, что входит в понятие «успешность», каковы границы здоровья? Попытайтесь детализировать род его деятельности, место жительства. Например: «Он закончит строительный институт и будет работать архитектором в крупной строительной фирме, получать такую-то зарплату и жить в собственной квартире».
2. Каким видит свое будущее ребенок?
Обязательно спросите у него самого – может оказаться, что он мечтает, например, о карьере журналиста, а институт заканчивает (если он еще не бросил учебу тайком от вас), чтобы не ссориться с родителями. Такое бывает. И не факт, что, если вы дадите ему возможность реализовать свои способности (если они действительно есть, а не придуманы), он не станет известным журналистом, хотя мог бы получиться и заурядным архитектором.
3. Сравните и обсудите результаты
Возможно, ваши цели диаметрально противоположные. Поэтому в их достижении вы действуете как Лебедь, Рак и Щука. Может оказаться, что вы многого не знаете о жизни своего взрослого ребенка. Например, вы считаете, что ваша главная обязанность – дать сыну хорошее классическое образование, а он уже два года ходит на пары кое-как, предпочитая все свободное время проводить за компьютером, придумывая новые программы, твердо решив стать программистом и тихо ненавидя гуманитарный вуз, в который вы «по блату» помогли ему поступить.
4. Найдите компромисс
Возможно, «ребенок» совершенно искренне считает, что высшее образование ему ни к чему, и, как только вы отпустите его на свободу, постижение наук для него закончится. Попытайтесь договориться. Например, вы помогаете ему с финансами до тех пор, пока он получает образование, а в свободное от занятий время он может заниматься журналистикой или компьютерами, сколько душе угодно. В конце концов, если он действительно найдет свое призвание в другой сфере деятельности, то получить второе образование по специальности будет намного быстрее, дешевле и проще.
5. Обсудите роль денег в его будущей жизни
Сколько он сможет зарабатывать, если будет заниматься тем, что ему нравится (хотя бы для начала), и какую жизнь будет при этом вести? Сколько он будет получать, если все-таки не завершит образование? Может быть, есть смысл уже сейчас искать работу? Как именно он собирается распорядиться своими деньгами, на что их потратит?
6. Финансовая подготовка
Знает ли взрослый ребенок, сколько денег уходит на его содержание? Какова (хотя бы примерно) сумма расходов на питание, проживание, развлечения? Смог бы он сам заработать на себя? Может быть, ваш наследник уже работает и может отдавать часть заработка на коммунальные расходы и на питание? Объясните, что ваша цель – не сэкономить на взрослом ребенке, а научить его обращаться с деньгами и стать самостоятельным. Не лишним будет и семейное обсуждение бюджета, определение приоритетов, распределение расходов.
7. Бюджет
Ведение бюджета – единственный способ контролировать финансы. Если вам кажется мелочным подсчет денег с точностью до копейки, постарайтесь хотя бы разделить деньги га кучки (конверты, счета) с четким предназначением: на питание, на оплату коммунальных услуг, на оплату обучения, на транспорт, на развлечения. Если вы выдаете взрослому ребенку определенную сумму в месяц на его расходы – не постесняйтесь поинтересоваться, куда именно расходуются деньги. Не уточняйте детали с дотошностью следователя, если в графе (письменной или воображаемой) «развлечения» стоит сумма, не превышающая 20%, – не обязательно уточнять, как именно он их тратит. Не все взрослые люди могут похвастаться финансовой зрелостью и взвешенностью в денежных вопросах – чего уж ожидать этого от ребенка (даже взрослого), который все еще находится на иждивении у родителей.
8. Прекрасное далеко
Научите ребенка откладывать часть своих денег на будущее. Иначе, сколько бы вы ему не давали или сколько бы он не зарабатывал, – всегда будет мало. Объясните механизм потребительских кредитов и последствия его использования. Если есть возможность, покажите кредитные договора – акцентируйте внимание на процентах и комиссиях, которые прилагаются в нагрузку к почти бесплатному кредиту.
9. Дайте ребенку время адаптироваться к вашим новым условиям жизни вообще и его воспитания в частности
Помните, ваша главная задача – не наказать за безграмотность и нежелание слезать с родительской шеи, а научить жить самостоятельно, то есть самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, планировать доходы и расходы и нести ответственность за свои поступки в частности и за свою жизнь вообще.
10. «Не могу» или «не хочу»?
Если «ребенок» что-то не понимает и не может научиться – скорее всего, на это есть две причины:
а) вы плохо объясняете, и он не может понять;
б) он чувствует, что вы все равно позволите ему удобно жить у вас «за пазухой» и будете выполнять все его прихоти – так зачем же напрягаться, все и так будет замечательно. Он не захочет учиться, не увидит в этом необходимости.
Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства? Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен!
Подпишитесь на канал «Женский журнал Судьба» @destinyrubot в Telegram: https://telegram.me/destinyrubot
Комментарии (0)
добавить комментарийДобавить комментарий
показать все комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.