Размышления о различиях понятий "личность" и "индивидуальность".
21-мар, 10:22 ОтношенияНикогда особенно не задумывался о том, что между понятиями "личность" и "индивидуальность" может быть какая-то существенная разница. Отдельные мысли конечно же время от времени были, но по настоящему разобраться с этим вопросом вышло скорее по той причине, что видимо настал для этого подходящий момент.Чтобы понять разницу между этими давно известными нами понятиями, надо бы для начала разобраться с тем, что же на самом деле обозначают эти слова.
Итак, слово "личность". Можно сразу же выделить словообразующую основу "лич", которая означает "лицо". И что же это нам дает? Душу человека увидеть невооруженным взглядом нельзя, да и вооружившись микроскопом или каким другим более совершенным инструментом, сейчас не представляется возможным. Однако тело, которым она распоряжается, если копнуть глубже, является ничем иным, как неким отражением сущности души. Нам бывает порой достаточно трудно объяснить, почему встречая незнакомого человека, вы вдруг ни с того, ни с сего, либо испытываем к нему глубокую симпатию, либо напротив, с первой минуты знакомства, у нас возникает его неприятие. Однако такая реакция является следствием работы нашей собственной интуиции, которая строит свои заключения по необъяснимым с точки зрения логики приметам, которые порой выходят за пределы познаний современной науки. Таким образом, получается, что говоря о личности человека, мы вкладываем в это понятие - значение облик человека, который ведет характерным только для него образом, и имеющим совершенно определенный внешний вид. Следовательно слово "личность" связано непосредственной с телесной формой идентификации души.
Теперь рассмотрим слово "индивидуальность". Оно устроено сложнее предшествующего. Поэтому чтобы глубже понять его значение, стоит разобрать его на составляющие части "ин" - мне представляется в значении указывающим на иное чем нежели земное происхождение души; "див" - возможнно указывает на значение слов "диво" - чудо, или санскритское "дэва" - обозначающее божественную сущность; и наконец слово "дуальность" - указывает на число два.
Чтобы увязать воедино составляющие значения частей слова "индивидуальность" пожалуй сделаю небольшое отступление.
Согласно Ведической философии, душа человека располагается в области тела, где находится сердце. Здесь следует обратить внимание на то, что душа находится именно в области сердца, а не в нем. Именно по этой причине ни одно из проводимых вскрытий человеческого тела, не привело к обнаружению души.
Но кроме души, как утверждает тот же источник, там же, рядом с ней, на протяжении всей жизни находится Сверхдуша - Бог. Это человеку невозможно находиться одновременно сразу же в нескольких местах. Ну так он же есть всего лишь образ и подобие своего Творца, а это значит, что он по определению не может быть стопроцентным отражением совершенства своего Первообраза.
Когда-то я слышал такую историю. Некий человек, пребывая уже у Бога, наблюдал картину своей прошлой жизни, как подобие пути пролегающего по песчанному берегу. И вот после того, как он просмотрел все снова от начала до конца, у него возник к Богу такой вопрос: "Послушай, Боже, я не могу понять одного, когда в моей жизни все было хорошо, то я видет на песке две пары следов, а когда мне было очень плохо, там всегда оставалась только одна. Так ответь же мне наконец, где же Ты был, когда мне было тяжело?" . И Господь ему с любовью ответил: "Друг мой, когда тебе ничего не угрожало Я всегда шел рядом с тобой, но те моменты, когда у тебя были трудности Я просто брал тебя на руки. Вот поэтому ты и видел только одну пару следов". Скорее всего эта история своим происхождением обязана тому же источнику, или хотя бы людям, которые жили опираясь на мудрость древних писаний.
Итак, подъитоживая все выше сказанное об индивидуальности, можно наконец сказать следующее. Слово "Индивидуальность", указывает на изначальную сущность человека - душу и ее вечные взаимоотношения с Богом.
Таким образом, разница между двумя рассматриваемыми понятиями заключается в том, что первое указывает на материальную форму проявления проявления души в этом мире, а второе на суть его вечных духовных взаимоотношений с Богом.
Теперь можно наконец сказать, следующее. По большому счету все люди, живущие в этом мире, являются личностями, различающимися между собой только внешними чертами. От рождения каждый человек, кроме личностных внешних данных, имеет некий базовый багаж индивидуальных качеств, используя которые он может либо развить их, либо увлекаясь безмерным удовлетворением чувственных потребностей утратить их, развивая внешнюю личностную сторону своего бытия.
Когда душа увлекается мирской суетой, она забывает о своей изначальной природе. Теряя истинные знания, ее внимание начинают привлекать материальные объекты, самым первым из которых, является физическое тело, которое ей дано в качестве инструмента, с помощью которого она может познавать окружающий мир и самореализоваться в нем. Одна из первых иллюзий человека, пожалуй, заключается в его любовании внешней красотой тела. Чрезмерная привязанность к ней, порождает самомнение. И человек, имеющий какие-то выдающиеся внешние данные, постепенно лишаясь собственной индивидуальности, начинает придавать все большее значение не тому как нужно правильно действовать в этом мире, а внешним атрибутам, таким например, как изысканная одежда, аксессуары, социальное положение, государственные, служебные или церковные звания и т.п. С умножением внешних достоинств, растет и сила самоотождествления такого человека с тем, что он имеет. Итогом продолжительной жизни с таким умонастроением является совершенная утрата индивидуальности. Беспомощная старость, свидетельства которой мы можем видеть в привычном нам мире, есть последствие жизни сконцентрированной вокруг материальных объектов. Однако есть множество примеров таких людей, которые до глубокой старости сохраняют ясность мысли и физическую самостоятельность. И это последствия развития индивидуальности.
Человек, являющийся индивидуальностью, воспринимает разных людей и нестандартные ситуации, как факторы побуждающие вырабатывать новые стратегии деятельности и поведения. А это невозможно без проведения постоянной внутренней работы над собой. Именно умение чутко реагировать на то, как сердце отзывается на внешние события, помогает принимать не то, что нравится с чувственной точки зрения, а по-настоящему полезно и хорошо для собственной изначальной духовной души. Разумеется, то, что полезно и хорошо для души, в конечном итоге дает ей наслаждение, мир и покой. Прислушиваясь к подсказкам Господа, который всегда находится рядом с душей, в области сердца, можно многому научиться. А сохраняя способность учиться, в любых ситуациях можно вседа быстро адаптироваться к изменившимся условиям и без создания проблем окружающим, найти новые способы и энергии, которые могли бы питать душу и тело.
Если не вдаваться в подробности, то именно такой образ жизни ведет к достижению гармонии с Высшим принципом Бытия. А жизнь в гармонии и есть источник всех благ - здоровья, высоты мысли, материального процветания, долголетия и т.д. И если в твоей жизни все вовремя налаживается, то даже временные трудности вместо огорчения, побуждают к поиску творческого их решения.
Каждая душа, независимо от того какую мировоззренческую позицию она выбирает, всегда чего-то желает. Желание есть неотъемлемая часть духовной сущности души. В какой-то мере возможность реализовать имеющиеся желания, и есть жизнь.
Человек, выражающий свои пристрастия к материальным формам, проявляет себя больше как личность. Характерной особенностью его поведения является внешняя деятельность. Как правило, личность довольствуется формальным исполнением своих обязанностей, для достижения своих материальных целей. Именно личность делает попытки заработать себе состояние на красоте, торговле, пении и т.п. достоинствах физического тела. Впрочем, когда личностные представления, в силу возрастающих материальных привязанностей, перерастают в извращенные формы, человек переступает черту дозволенного, и начинает совершать противоправные действия - убийства, воровство, лжесвидетельсво, прелюбодеяние, непочтительность к родителям, ненависть к ближнему, отрицание существования Высшего Божественного Гения. Можно было бы конечно же сказать и не привязываясь к Евангельским заповедям, однако мне кажется что именно такая форма наиболее кратко и понятно объясняет то, что я хотел сказать.
Человек, обнаруживающий в себе индивидуальные качества, подобно первому типу, может обладать всеми возможными материальными благами. Но достигает их иным способом. Индивидуальность стремится к творческому самовыражению. ЕЕ не устраивает шаблонное поведение и хождение по уже проторенный тропкам. Яркие индивидуальности являются пионерами во всех областях человеческой деятельности. Именно эта категория людей дала миру сонм гениальных личностей, хотя порой гении бывают и злыми, но это отдельная история.
Индивидуальность не ограничивается известными опытами и знаниями, но применяя их на практике, внутренне сосредотачиваясь созерцает поток появляющихся мыслей. Когда представляется возможность узреть внутренним взором некую идею, говорят о таком явлении как озарение. Соразмеряя в себе самом, уже имеющиеся качества и способности, со своими идеалами, индивидуальность, всегда имеет критическую самооценку, которая не позволяет ей останавливаться на достигнутом. Поэтому индивидуальность всегда стремится к самосовершенствованию. Совершенстовование своей деятельности, делает поведение человека оригинальным, его шедевры неповторимыми, а деятельность вызывающей как минимум почтение. И эти преимущества, при потребности в материальных ценностях, могут дать и материальное богатство. Однако индивидуальность своим богатством распоряжается с такой же внимательностью, как к любой своей деятельности. Такой человек предпочтет, помочь нуждающемуся, или вложить средства в полезные для людей предприятия, или же просто пожертвует на развитие высоких целей. Он никогда не пойдет проматывать честным, творческим трудом заработанные средства, на игре в рулетку, пьяные застолья, и устройство праздного времяпрепровождения.
Мне кажется что основную мысль касающуюся различия между понятиями "личность" и "индивидуальность" мне удалось раскрыть. Если читающий эти строки был достаточно внимателен и смог понять то, что я хотел сказать, он сможет провести свои собственные дальнейшие исследования в этой области и найти варианты, которые мне просто не предоставляется возможным, да и не видится необходимости излагать в статье, увеличивая тем самым ее объем, и утомляя внимание читателя. Одним из важнейших достоинств учителя является его способность кратко и понятно объянить суть преподаваемой дисциплины. Мне конечно еще далеко до совершенства на этом поприще. Однако кто ничего не делает, тот так никогда не сможет достигнуть совершенства.
В жизни нужно стремиться к творческому самовыражению, а не ограничиваться формальным исполнением своих обязаностей. Неискренность в отношений к выполняемой деятельности порождает лишь поверхностные оценки восприятия мира, отчего складывается иллюзорное о нем представление. Рабство иллюзиям порождает привязанность к личным достоинствам, в ущерб развитию индивидуальных качеств. Что ведет к деградации сознания, принятию неверных решений, которые являются причинами последующих неудач, лишающих человека имущества, душевного равновесия, а после этого ухудшение здоровья. Появление болезней, создает угрозу жизни. Если не придпринимать своевременных кардинальных действий, можно лишиться самого ценного - жизни. Чтобы всего этого не произошло, нужно стремиться реализовать себя в повседневной деятельности - работа, хобби, общение, отношение с окружающими людьми и т.д. Если работа не нравится, нужно либо найти в ней положительные стороны, либо отказавшись найти другую, которая ими обладает. Когда работа нравится, человек готов самоотверженно ее выполнять. Причем не довольствуясь фомальными результатами, а преследуя цель достижения наиболее лучших результатов. А это уже процесс бесконечный.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного выше? Любому уважающеему себя самого человеку, не следует довольствоваться тем, что он уже имеет от рождения, а именно гордиться тем, что он есть личность. Чтобы жизнь не прошла напрасно, нужно стараться развивать в себе индивидуальные качества, и лучше если они будут иметь положительную ориетацию.
Автор: Михаил
Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства? Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен!
Комментарии (0)
добавить комментарийДобавить комментарий
показать все комментарииПосетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.