Не обманывать мы не умеем?

"Даже сама невинность не сумела бы, живя среди нас, обойтись без притворства и вести дела не прибегая ко лжи".
Монтень."Опыты"

Как ни прискорбно осознавать этот факт строгим ревнителям нравс­твенности, но беспристрастное изучение всей человеческой истории по­казывает нам, что ложь и обман являются неизбежными и неотъемлемыми атрибутами любого человеческого общества.

" Обман, хитрость, лукавство, коварство, умышленное лицедейство - в намерительных поступках людей обычное дело. Они - естественный фон "делового" инструментария", - пишет П.С.Таранов в своей книге "Сек­реты поведения людей". И далее: " Ожидание со стороны противника ка­кой бы то ни было "человечности", пожалуй, столь же противоестест­венно и странно, как если бы заговорили дождевые черви или заброшен­ный сад стал плодоносить пахучими фруктами."

Другой специалист по практической этике, автор книги про питерс­ких мошенников Е.Зубарев пишет: "Мукам совести подвержены лишь те, у кого она имеется в достатке, а достаток по нашим временам понятие такое же абстрактное, как и мораль. Возможно, честность и вправду норма жизни, но тогда мы должны признать, что давно уже не живем, а только прикидываемся друг перед другом."

Но тем не менее обман обману рознь. Он может быть невольным, ког­да один человек обманывает другого даже не осозновая этого (напри­мер, владея устаревшей или неправильной информацией). Изменилось, скажем, расписание пригородных поездов. Один дачник спросил у сосе­да, когда отходит последний поезд. Тот сказал, не зная, что вот уже два дня, как не действует летнее расписание, и эта электричка отме­нена. Его сосед, получивший неверную информацию, приходит на стан­цию, и, естественно, не может уехать в город. В этом случае сердить­ся на соседа бессмысленно: он сам искренне верил в сообщаемую инфор­мацию.

Так же точно не имела смысла те ярость и сарказм, с которыми во время предвыборной президентской кампании 1996 года некоторые "де­мократически направленные" газеты нападали на пенсионеров, марширо­вавших под красными знаменами и призывающих голосовать за Зюганова. Те бабушки сами искренне верили, что президент-коммунист сможет дать России могущество, а людям - покой и благосостояние, поэтому их при­зывы к россиянам не содержали злонамеренного обмана.

Второй тип обмана - обман вынужденный. В отличие от обмана не­вольного, он в полной мере осознается субъектом, но совершается под давлением обстоятельств. Такой обман, в свою очередь, можно разделить на две категории: когда он совершается во благо другому человеку и когда человек совершает его для собственной выгоды.

Перый вид его, назовем его вынужденный альтруистический, имеет место, например, в больнице, где доктор может скрывать от больного неблагоприятный прогноз заболевания, или в области семейных отноше­ний, когда мать, не желая травмировать психику сына, скрывает от не­го случай измены его жены. В обоих ситуациях обманывающий думает, в первую очередь, о пользе и благе обманываемого, хотя, конечно, их представления о благе могут не совпадать.

Другой вид вынужденного обмана - вынужденный эгоистический, встречается гораздо чаще. Большинство людей не любит врать без нуж­ды. Под влиянием воспитания, собственных убеждений или религиозных моральных норм они предпочитают говорить правду, однако бывают обс­тоятельства, когда ложь оказывается более выгодной, в то время, как наказание за нее проблематично или минимально. И тогда чаша внутрен­них весов склоняется к обману. Пример: муж приходит с работы чуть позже обычного. Если жена ни о чем не спрашивает его, он ужинает и садится к телевизору или включается в семейную жизнь (чинит полку или занимается в детьми). Но если жена начинает устраивать ему доп­рос по поводу опоздания, а он, скажем, пил пиво с друзьями, или заг­лянул к старой знакомой (в данном случае без каких-то серьезных пос­ледствий), то у мужа появляется сильное искушение обмануть жену по поводу своей задержки, сославшись на производственные дела или за­держку с транспортом. То есть в этом случае у субъекта первоначально отсутствовал замысел обмана, но он был вынужден прибегнуть к нему в силу обстоятельств.

Наконец, третий тип обмана - обман сознательный или злонамеренный. В этом случае субъект заранее планирует свои обманные действия, ко­торые направлены на извлечение собственной пользы, получаемой за счет введение в заблуждения другого человека.

Иногда "польза", которую извлекает человек за счет обмана другого, связана только с моральным удовлетворением; сюда относится злорадное отношение некоторых людей к несчастьям ближних ("мне не повезло, так пусть и тебе не повезет!").

Однако в жизни нередко встречается и обман, в результате которого человек извлекает прямую материальную выгоды за счет обманутого им гражданина. Такой тип лжи безусловно осуждаем обществом, и, в опре­деленных случаях, преследуется законом. Так в Уголовном Кодексе Рос­сийской Федерации предусметрены ряд статей, в которых прямо фигури­рует обман. Это ст.159 - "Мошенничество", ст.165 "Причинение иму­щественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием", ст.182 "Заведомо ложная реклама", ст.187 "Фиктивное банкротство" ст.200 - "Обман потребителей", ст.292 - "Служебный подлог", ст.306 Заведомо ложный донос" и другие статьи закона, которые мы более под­робно рассмотрим ниже, в соответствующем разделе нашей книги.

Конечно, этой приблизительной классификацией отнюдь не исчерпыва­ется все многообразие проявлений обмана, которые могут встречаться в жизни. В частности, я бы выделил в особую форму так называемый проз­рачный обман, где обе стороны - и обманывающий и обманываемый, прек­расно понимают, что обман "шит белыми нитками", однако один из них делает вид, что верит другому. Это происходит в силу общественных традиций и условностей.

Пример: школа, итоговая контрольная работа по математике. Учитель видит, что один из учеников списывает, то есть обманом хочет завы­сить свою оценку. Нормальной реакцией учителя будет наказание списы­вающего ученика, но... Предположим, что этот школьник - сын большого начальника: директора школы, главы районной администрации, управляю­щего банка или, наоборот, круглый двоечник, с которым, в случае неу­довлетворительной оценки, придется мучиться еще один год. Словом, учитель, в данном случае, не заинтересован раздувать скандал, и он делает вид, что ничего не заметил. Ученик, в свою очередь, видит, что уличен в обмане, но воодушевленный равнодушием педагога, спокой­но продолжает списывать.

Другая ситуация: жена знает об измене мужа, но, заинтересованная в сохранении семьи, делает вид, что верит его рассказам о причинах позднего возвращения домой. Если муж также имеет основания полагать, что его секрет раскрыт, то мы имеем пример "прозрачного" обмана.

И в заключение, в качестве примера "прозрачного" обмана, хочется привести анекдот, где эта ситуация доведена до абсурда:

Муж неожиданно возвращается из командировки. Жена в спешке заталкивает любовника в шкаф. Муж раздевается, открывает дверцу шкафа, чтобы повесить в него пиджак, и видит незнакомого обнажен­ного мужчину, который держится рукой за перекладину.

- Ты что здесь делаешь? - спрашивает муж.

- Еду в трамвае.

- Ну, ты и придумал что сказать!

- Ну, ты и додумался, что спросить!

Предложенное выше разделение обмана на невольный, вынужденный и сознательный - лишь один из возможных способов его систематики.


Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства? Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен! 


Подпишитесь на канал «Женский журнал Судьба» @destinyrubot в Telegram: https://telegram.me/destinyrubot

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.